Буз`ина

Размышления по поводу

Взяться за перо заставил смешной случай. Впрочем, насколько он смешон, зависит с какой стороны, точки зрения его рассматривать. Если со стороны "слуховой", то да, если же углубиться и поразмышлять, то он скорее печальный.

 

...Недалеко от выхода с Центрального рынка остановилась, чтобы "поправить" товар в сумке да деньги на дорогу приготовить, чтобы в толчее маршрутки не рыться в кошельке. Стою в одном ряду с продавщицей шнурков и пакетов и слышу, как к ней обращается женщина, торгующая в бутике напротив.

- Буз`ина, буз`ина...

Какое имя странное, подумала. И тут женщина стала разъяснять, что это дерево так называется, куст, и я поняла, что речь о бузин`е - небольшом деревце или кустарнике, и попыталась помочь "целительнице" (она скорей всего рецепт какой-то читала). Тут с расспросами присоединились стоявшие напротив мужчина и женщина. Я стала объяснять, что ударение неправильно было поставлено, что речь о кустарнике с белыми зонтичными цветами.

- Да Бог с ним, с ударением, что это за растение?

- А какие у него ягоды? - спросил мужчина.

Объясняю, что ягоды у него фиолетово-черные, что относится к лечебным растениям.

- А что лечит?

- Да много чего. Например, ревматизм и подагру, язву, гепатит...

- Вот, тебе это надо, у тебя язва, - говорит "шнурочница" мужчине.

- А у нас эта буз`ина не растет?

- Да на каждом шагу, среди первых распускается, цветет с мая по июнь, душистая...

- Не знаю... А по-молдавски как называется?

- Сок, боз, фаг...

- Ши фел ди сок? Еу штиу сок яблочный, морковный... (Какой еще сок? Я знаю яблочный, морковный сок...).

- Ну как вам объяснить... Вспомните "Миорицу" Александри: Флуераш де сок мулт зиче ку фок, флуераш де фаг мулт зиче ку драг, флуераш де боз мулт зиче дуйос... Из этого кустарника флуеры делали...

- Какой еще Александри, что за "Миорица"?

Махнув рукой, я направилась к выходу и всю дорогу в голове крутился этот "казус" - с виду смешной, а на самом деле печальный. Подумалось: грустно, что наши соотечественники стали русский язык забывать, но еще грустней оттого, что они свой родной язык не знают. И винят в собственном невежестве кого угодно, только не себя.

...В селе, где я выросла, мы были пришлыми. Дома разговаривали больше по-русски, а молдавскому поначалу нас учила улица, а потом школа. Частенько учительница не стеснялась попросить у меня "проконсультировать" ее в вопросах русского языка, что я делала охотно и с гордостью. Язык, на котором разговаривали мои сверстники в селе, скорей всего тарабарским можно было назвать, настолько он был засорен русизмами, украинизмами и т.д. Поскольку я молдавский учила больше по книгам, то и знала литературный лучше остальных. Из-за этого частенько возникали конфликты, особенно с мальчишками. Они, чтобы подразнить меня, задавали, как им казалось, каверзные вопросы, на которые я отвечала без запинки, но на хорошем правильном языке.

- Ши, грэешть литературно, ешть важная? - слышала в ответ. Я пыталась им объяснить, что не владею тарабарщиной и в таком случае буду отвечать по-русски.

- Да ши, ай уйтат лимба мамей?

- Вовсе нет, я как раз на мамином (русском) языке и говорю с вами...

Так вот, навеяла "буз`ина"... Недавно в Кишиневе состоялся "круглый" стол, где обсуждалось сохранение русского языка в Молдове (его собираются изучать в учебных заведениях факультативно, следовательно, он в нашей стране находится под угрозой забвения). Участники конференции выразили надежду, что после введения нового Кодекса об образовании, русский язык останется в школьных программах, а русские гимназии и лицеи не будут оптимизированы.

Не будем говорить о недальновидности чиновников, тех же либералов, которые каленым железом хотят вытравить из Молдовы и молдаван все русское - их за это осудит история. Речь о самих людях, о их нежелании учиться. Ведь самое ценное - не угодья, не дома и не деньги (правда, неплохо, когда они есть), а все-таки знания. Случай на рынке лишний раз убедил, что большинство наших со­отечественников не то что русского, своего родного языка не знают. Самое печальное, что они не страдают от этого, наоборот, этим кичатся.

Еще в XVIII-м столетии Дмитрий Кантемир писал, что молдаване успешны в труде и ленивы в учебе. Прошли столетия, а воз и ныне там...

Анна Мелека