Чемодан. Вокзал. Куда?

Миграция

После того как с начала года Россия ввела новые правила пребывания и трудоустройства мигрантов на своей территории, молдавская статистика начала бодро считать, сколько отечественных гастарбайтеров вернулось домой. Однако уже через месяц в Центральном комитете профсоюза трудящихся мигрантов РФ подсчитали, что более 80 процентов уехавших снова вернулось в Российскую Федерацию в поисках работы. Да, правила жестче, патенты подорожали, курс рубля упал, но на родине и этого не заработаешь, говорят люди.

Мигранты из Молдовы возвращаются домой не впервые. Во время кризиса 2012-го из Европы уехало около пяти тысяч молдаван. Но не найдя в родных краях ни работы, ни поддержки государства, они снова отправились искать счастья за рубежом. И причин не оставаться достаточно много.

Брошенные государством

У каждого из нас среди знакомых, соседей, коллег и друзей много тех, кто однажды уехал. Одни отправились "за бугор" в поисках работы, которой здесь со всеми своими высшими образованиями и опытом найти не смогли. Другие, не сумев реализоваться дома, уехали туда жить, рожать и воспитывать своих детей, которые никогда уже не будут гражданами Молдовы. А власти со стороны наблюдают за тем, как за новой жизнью за рубеж нескончаемым потоком утекают именно молодые рабочие руки и головы, большинство из которых, скорее всего, уже не вернутся на родину. Почему же наши соотечественники, закончив вузы и получив хорошие профессии, готовы работать сиделками и строителями; оставлять свои семьи или, наоборот, срывать их с насиженного места и начинать все сначала в другой стране с совершенно иной культурой и менталитетом; навсегда остаться приезжими и мигрантами, не особо нужными местным жителям и властям? Наверное, потому, что однажды понимают, что здесь, на родине, они еще меньше кому-то нужны.

Страна безработных

Итак, первая и основная причина, заставляющая молдаван покидать родину, - это безденежье и отсутствие рабочих мест. За последние пять лет о повышениях зарплаты бюджетникам на разные голоса пела каждая политическая сила, стремящаяся попасть во власть или ее не потерять. Гимповские либералы заливались о настоящем рае для тех, кто выберет их "голубое" будущее, - европейские пенсии и зарплаты, а количество вакансий такое, что покроет все нужды и еще останется. Вслед за ними свою песню под названием "Молдова без бедных" затягивали филатовцы - о минимальной пенсии в 100 и зарплате в 500 евро, о ста тысячах новых рабочих мест с достойной зарплатой. Участвовали в предвыборном "хоре" и самые умелые "певцы" от политики - демократы. Те без стеснения заливали в уши избирателей: "все то же самое, что у коллег по коалиции, но только в два, а лучше в три раза больше". Но вместо всего этого после каждых выборов люди получали только рост безработицы и, с учетом реальной инфляции, резкое сокращение доходов населения. Что ж, борьба властей с бедностью удалась на славу. Населения в Молдове действительно стало меньше почти на 100 тысяч человек за пять лет - за счет роста смертности и повального отъезда за границу.

Жить стало страшно

Второй причиной для отъезда и как можно более скорого, молдаване называют безопасность, точнее, ее полное отсутствие. По официальным данным, в 2014 году на территории страны было зафиксировано 38 755 преступлений, а общий уровень преступности в прошлом году стал самым высоким за последние восемь лет. Большинство громких преступлений не только не раскрываются, но и намеренно укрываются. Зато в порядке вещей становятся заказные убийства, которые среди бела дня происходят прямо в центре столицы. До сих пор неизвестно имя того, кто убил президента Национальной теннисной федерации Игоря Цуркана. Виновного в смерти Сорина Пачу, погибшего на "царской охоте" в 2012-ом, мы бы тоже, наверное, никогда не узнали, если б не гении от следствия, которые спустя год установили, что во всем виноват кабан, о чью толстую шкуру срикошетила злосчастная пуля. При этом высокопоставленные участники гона в "Пэдуря Домняскэ" (а за кабаном в тот день охотились судьи, прокуроры, бизнесмены и "большие" чиновники) не только не были наказаны, но и спокойно продолжили сидеть на своих высоких постах. Новым поводом для размышлений стало недавнее загадочное самоубийство депутата парламента Иона Бутмалая.

Нет в нашей стране, согласно данным международных организаций, и безопасности информационной. Один из простых примеров - на электронные и почтовые адреса жителей Молдовы каждую предвыборную кампанию приходят именные письма от некоторых электоральных конкурентов, которые откуда-то чудесным образом в курсе всех личных, а значит, защищенных данных граждан. О какой защите персональных данных можно говорить, если власти Молдовы (считается, что независимой) предоставили румынским спецслужбам доступ к Государственному регистру населения. Как говорится, сдали, как стеклотару.

Рука руку моет

Не меньше пугает молдаван уровень коррупции и бюрократии, рост которого ведет к полной неэффективности государственного аппарата. Во всех мировых рейтингах по уровню эффективности управления Молдова все время топчется на последних местах недалеко от стран Латинской Америки и Африки, зато в рейтингах уровня коррупции занимает "почетные" первые позиции. Суммы откатов и доли денежных распилов - просто нереальные. Бизнесмены уже открыто говорят об оборзевших чиновниках из министерств и ведомств, поднимающих ценники взяток до запредельных процентов, а иностранные инвесторы бегут из страны, оставляя многотысячные залоги, лишь бы не иметь больше никаких дел с коррумпированными властями Молдовы.

Принцип "не подмажешь - не поедешь" действует во всех сферах жизнедеятельности. Надо ребенка устроить в детский сад поближе к дому - "договорись" с заведующей. Хочешь, чтобы жена родила без проблем, - заплати врачу. Каждый студент знает, сколько стоит 8, 9 или 10 на экзамене, а автолюбитель - за сколько можно отмазаться, превысив скорость или сев за руль пьяным. Негласные "прайсы" взяток многих государственных и частных учреждений столицы давно можно найти на форумах и в социальных сетях.

Как учат, так и лечат

Уровень медицины и образования в стране тоже не слишком способствуют ощущению уверенности в будущем. Министерство здравоохранения ежегодно увеличивает стоимость медицинского полиса и в то же время сокращает категории лиц, имеющих право на получение скидки. В нынешнем году полис вырос на 804 лея и составил уже 4860 леев. При этом никто не говорит о более квалифицированной медицинской помощи, а только об уровне коррупции в больницах, который растет вместе со страховкой.

Система образования Молдовы тоже в глубоком кризисе. Такой деградации, как сегодня, еще не отмечали ни отечественные, ни зарубежные специалисты: сотни закрытых школ, тысячи уволенных учителей, новая неаргументированная методика проверки знаний оставшихся преподавателей, упрощение учебной программы до примитивного уровня, провальные экзамены на степень бакалавра (60 % не сдавших БАК).

Добавить к этому сокращение числа бюджетных мест в высших учебных заведениях на 3 тысячи, повышение стипендий на 10 % за 5 лет (!), сокращение числа стипендиатов, ежегодное увеличение стоимости контрактного обучения. Теперь молодые люди, окончившие школы и лицеи, отлично понимают, что высшее образование в Молдове перестало быть тем "социальным лифтом", который всегда везет только наверх. И стараются любыми путями найти возможность уехать учиться и работать за пределы родины. Не потому ли так часто появляются все новые и новые фирмы и фирмочки с разными вариантами одного названия (Work & Тravel), которые обещают студентам заграничный рай.

Коммуналки снова в моде?

Бегут из страны молодые трудоспособные люди, которые отлично понимают, что здесь, работая 24 часа в сутки, семь дней в неделю, без отпуска и больничных, без лишних и даже необходимых расходов, они никогда не накопят на собственное жилье. Много чего наобещали молодым специалистам и либералы, и демократы, и либерал-демократы. Например, ЛП грозилась принять программу по строительству ипотечного жилья для молодежи с низкими доходами, где часть расходов государство должно было взять на себя. ДПМ - дарить молодым семьям по 5000 леев в качестве помощи на съем первой квартиры и увеличить пособие по рождению ребенка до 7500 леев. ЛДПМ собиралась развивать и усовершенствовать программу по выделению жилья молодым специалистам, а пособие на ребенка вообще поднять до 10 тысяч. Собирались, да так и не собрались. С чем осталась молодежь? А вот с чем: пособие по рождению ребенка в три раза меньше обещанного, одни проекты по жилью для молодых свернуты, другие так и не запущены, а подавляющее большинство молодых семей либо живет с родственниками, либо снимает квартиру или комнату в коммуналке.

Полное разочарование

Причин, по которым 70 процентов выпускников вузов и более 35 процентов трудоспособного населения готовы прямо сейчас покинуть родную страну в поисках лучшей жизни, наберется еще немало. Неуверенность в завтрашнем дне, абсолютное недоверие к власти, резкое расслоение на богатых и бедных, несправедливое распределение доходов, полное неуважение прав и свобод личности, невозможность добиться правды в суде. Легче, конечно, перечислить, чем люди довольны.

Совсем остановить миграцию не сможет ни одна власть в Молдове. За лучшей сытой жизнью люди все равно будут уезжать. Но еще можно уменьшить поток мигрантов или вернуть тех, кто вынужденно покинул родные края, вовсе не чувствуя себя европейцем, россиянином или американцем. Для этого народ должен убедиться, что власть действительно пытается сократить ныне чудовищную разницу между уровнем жизни здесь и там, поменять отношение государства к своим гражданам с наплевательского на человеческое, дать людям жить, а не выживать в нескончаемой выматывающей и обреченной на провал борьбе за собственную жизнь и достоинство.

Надежда Вербицкая