Жить в долг

Курсом в Европу

Представим ситуацию: к вам приходит некто и говорит, что даст вам в долг столько, сколько вы захотите. Если хотите, кредиты будут даже беспроцентными (вообще-то, учитывая что выдаются они в иностранной валюте, а ее курс к лею постоянно растет, заимодавцу выгоден даже беспроцентный кредит). Кое-что дадим даже безвозвратно (так называемый грант). Но есть странное условие: работать не надо. Глупо даже обсуждать, согласитесь ли вы на такое.

 

Почему-то когда на такое соглашается правительство нашей страны, кое-кто не считает это глупым. Напротив, находятся люди, с удовольствием голосующие за такое правительство. А правительство умудряется прихвастнуть: вот, мол, мы какие! Еще кредит достали! Целых ... миллионов евро!

Начнем с того, что чем меньше страна, которой оказывается помощь, тем более значительной, щедрой выглядит эта помощь внутри данной страны. Молдавское общество почему-то потрясают цифры порядка 30-50 миллионов Евро. Для такой организации как ЕС, это жалкие копейки. Они могли отправить их морским котикам в Гренландии, а могли - молдавскому правительству.

Во-вторых, механизмы выдачи кредитов достаточно сложны, и государство-заемщик никогда не остается в выигрыше. Скажем, для получения кредита от МВФ нужно туда сначала внести определенный членский взнос (квоту) в иностранной валюте. Беспроцентно можно потом при необходимости взять только 20% от квоты. То есть, мы сами отдаем деньги в МВФ, чтобы потом нам дали в кредит наши же деньги, причем 20% без процентов, а 80% - под процент.

Но главное, никто не сможет получить посредством кредитов столько денег, сколько смог бы заработать самостоятельно. Пока о молдавском лее никто за пределами Молдовы не наслышан, валютные резервы мы вынуждены накапливать в долларах или евро. Поскольку внутри страны все со всеми рассчитываются в леях, валюту можно получить только двумя путями: 1) от экспорта товаров; 2) в кредит.

Пример: жила-была страна Украина. С очень неплохой экономикой, которая давала экспорт большого количества товаров, как на восток, так и на запад. Что не брали на западе, покупал восток, и наоборот. Всем было хорошо. Экспорт дает валюту (даже маленькая Молдова, покупая украинские товары, приносит валюту в украинскую экономику), валютные резервы обеспечивают устойчивость гривны.

Потом Украина подписала Соглашение с ЕС. И в одночасье валюты не стало (купить ее в украинских обменках очень проблематично примерно с лета). Хотя беспошлинная торговля с ЕС, которая предусматривалась Соглашением, вроде должна была решить вопрос с валютой на раз.

Чтобы поддержать украинскую экономику и падающую гривну, Евросоюз вбухал в Украину менее чем за год почти семь миллиардов евро (в основном, посредством трех институтов - МВФ, МБРР и самого ЕС). И при этом все равно Украине прочат в скором времени дефолт.

Когда Украина сама производила и продавала - в Россию ли, в Европу, майонез ли, моторы - про дефолт и речи не было! Как только она перестала продавать на российский рынок, а в обмен, пища от радости, набрала кредитов, экономика страны, несмотря на мощный приток валюты, как-то сразу поплохела. А ведь эту валюту надо будет еще отдавать, с процентами...

Когда нам в ЕС дают кредиты, их не дают на инвестиционные проекты, на строительство заводов и инфраструктуры, на создание новых рабочих мест, на экологию, на науку. Нет, если какой-то частник из Европы захочет в это финансировать - пожалуйста, договаривайтесь. Но на межгосударственном уровне это исключено: зачем растить себе конкурента? Поэтому нам всегда дают только "на реформы". Реформы идут в нашей стране сколько мы себя помним, от дня независимости. Одни реформы сменяют другие, но результат не виден. Реформируется, в основном, система государственного управления и юстиции. Это такая бездонная бочка - числом и назначением всяких там департаментов, разработкой инструкций чиновникам и формы полицейским можно заниматься бесконечно. Еще обожают давать "на развитие гражданского общества" (создание всяческих правозащитных, аналитических, социологических и тому подобных общественных организаций). Тут тоже можно плодить нахлебников бесконечно.

Обратите внимание: кредиты Молдова берет, внешний долг успешно растет. А курс лея к иностранной валюте все равно лезет вверх. Так какой смысл вливать в страну миллионы евро? И вливаются ли они фактически (или сразу выводятся обратно, в офф-шоры наших правящих деятелей?).

Мало того, у правила "не работать" есть и более вредные последствия. Не работать - значит не производить нужные для себя товары. Где же их тогда брать? А купить, любезно ответят нам европейцы, у нас.

А на что? Мы же сами не продаем...

Как на что - на очередные кредиты.

А не слишком ли высокой будет цена, по которой вы продадите?

Ну, у вас же есть право устанавливать таможенные пошлины, защитить свой рынок от завышенных цен. (Да, у нас было такое право. До 2 июля 2014 года, когда Молдова ратифицировала соглашение о свободной торговле с ЕС, и сама сняла все пошлины на ввоз европейских товаров в Молдову).

В общем, напоминаю исходную ситуацию: приходит к вам некто и говорит, что даст денег в долг...

Виктор Судварг