Меня забыли уволить!

Так я говорю друзьям при встречах, имея в виду, что в мои почти девяносто лет продолжаю работать собственным корреспондентом "Торговой газеты" по Молдове

Судьбы людей

Расскажу о себе

Эта газета издается в Москве и распространяется на республики СНГ и Балтии.За долгие годы журналистской работы антигерои моих критических выступлений в "Торговой газете" и "Независимой Молдове" трижды подавали в суд за якобы наведенную на них клевету и оскорбления. Но ни одного раза судебные органы не удовлетворяли исков "обиженных". Тем не менее каждый раз, когда я переступала порог суда, сердце мое превращалось в ледышку, которая вот-вот растает.

В один из таких дней ко мне неожиданно подошел незнакомый человек средних лет интеллигентного вида и сказал: "Я постоянный "внештатный" защитник журналистов в делах такого рода, как ваше. Вижу, как вы переживаете, доказывая правоту газеты. Отныне я берусь защищать ваши интересы. Буду вместо вас участвовать в судебных заседаниях. Доверьтесь мне!"

Я доверилась. Андрей Калинович Ботнару блистательно закончил эту тяжбу. Так началась лет эдак десять-пятнадцать назад наша дружба. Доброта, справедливость, доверие, с которым Калиныч относится к людям, удивительны. Недаром я называю его Дон-Кихотом нашей суровой действительности. Любая его просьба - закон для меня, душевная обязанность, долг. Повинуясь этому долгу, пишу заметки автобиографического свойства.

Итак: я была младшей в семье Берты Иосифовны и Михаила Марковича Юдовичей. Отец - мальчик из бедной еврейской семьи показывал незаурядные способности. И - невероятное - его на казенный счет выучили в Санкт-Петербургской лесотехнической академии, которую он блистательно закончил. Он никогда не был собственником. Работал по найму управляющим крупной компании. Тем не менее был причислен к "бывшим". В 30-е годы нас трижды раскулачивал. Вывезли все, вплоть до чайных чашек и тарелок. От ареста отец спасся бегством в глухие сибирские города Змеиногорск и Мариинск. Нашлись там директора леспромхозов, не побоявшиеся взять "бывшего" в свои заместители. В Сибири он умер в 1935 году.

Оба брата всю жизнь были связаны с литературным трудом, правда, по-разному. Старший брат, Михаил Михайлович Юдович, был известным в бывшем СССР шахматистом, теоретиком шахмат. Издал несколько книг по истории и теории игры. Они издавались в России, Германии, Франции и ряде других стран. Он имел звание международного гроссмейстера. Много лет работал (до последнего дня жизни) заместителем главного редактора всесоюзного журнала "Шахматы в СССР".

Средний брат, Иосиф Михайлович Юдович, еще учась в школе, был активистом газеты "Юный пионер", потом работал корреспондентом "Крестьянской газеты", собственным корреспондентом "Экономической жизни" по Грузии и Северному Кавказу. В годы войны издавал подпольную газету Ростовского-на-Дону обкома партии, за его выдачу ведомство Геббельса давало 10.000 немецких марок, а может быть, долларов. Я точно не помню. После войны брат был ответственным секретарем ростовской областной газеты "Молот". Он автор многих книг, член Союза писателей СССР.

Я тоже всю жизнь отдала журналистике. После демобилизации из армии (я - участница Великой Отечественной войны, лейтенант) с 1946 года была собственным корреспондентом Всесоюзного радио по Центральному Черноземному району России (Воронежская, Тамбовская, Курская, Липецкая области), и вторая моя служба - в "Торговой газете" (раньше она называлась "Советская торговля").

В 1969 году редакция командировала меня спецкорреспондентом в Молдавию. Здесь я почему-то "показалась" местному начальству, и меня буквально силой, под угрозой исключения из КПСС, забрали в республику.

Муж, Юрий Георгиевич Семенов, - прошедший ГУЛАГ как "враг народа", был реабилитирован. В Кишиневе работал членом сценарно-редакционной коллегии на студии "Молдова- филм". Много переводил на русский язык произведения молдавских писателей. Он умер в 1994 году.

В "Торговой газете" сократили почти все корпункты в республиках, а Молдову оставили. Я до сих пор являюсь собственным корреспондентом "Торговой газеты" по Молдове.

Горжусь своей профессией за ее демократичность, постоянную связь с самыми различными людьми, возможность помогать им. Среди моих друзей есть люди, о которых газета писала 20-25 лет назад. И это очень приятно. Значит, жизнь прожита не зря.

((0000, Анна СЕМЕНОВА.))

P.S. В журналистику пошла и моя дочь, Юлия Георгиевна Семенова . Так что
династия продолжается!