Тушите свет

Потребителей снова обманули: обещанное снижение тарифов на электричество и газ никак не компенсирует их недавнее повышение
Одно из первых обещаний кабмина под руководством Павла Филипа «в пользу народа» касалось значительного снижения тарифов на электроэнергию и газ. Подобными «конфетками» молдавского потребителя давно не баловали, и народ замер в ожидании «тарифного чуда». Но чуда не случилось. Власть умело обвела всех вокруг пальца.
 
Летом наших граждан ввело в шок сообщение о том, что 31 июля вступили в силу новые тарифы на газ и электроэнергию для конечных потребителей. Сообщалось, что тарифы на газ повысятся на 15,3 %, на электро¬энергию — на 35 %. И эти 35 % показались для потребителей еще сносным повышением, ведь народ пугали ростом тарифов на электроэнергию на 60 %. Аргументы приводились «железобетонные» и традиционные в подобных случаях — дескать, тарифная политика на энергоносители напрямую связана с курсом молдавского лея по отношению к иностранной валюте. НАРЭ сначала удовлетворило требование поставщиков о повышении тарифов, а затем несколько раз накладывало мораторий на исполнение решения. 
 
После популистских обещаний власти о снижении тарифов в январе НАРЭ приняло решение, согласно которому в стране тариф на газ для конечных потребителей снизится на 11 %. Новые тарифы должны были вступить в силу с 1 февраля текущего года. Потребители с нетерпением ждут квитанций на оплату. Будет ли заметна эта разница?
 
Новый тариф на использование газа (без НДС) составит для физических лиц, потребляющих до 30 кубометров газа на квартиру, 5892 лея/1000 куб. м (ниже на 10,1 %). Для физических лиц с потреблением газа более 30 кубометров на квартиру — 6138 леев/1000 куб. м, что также ниже на 10,1 %. 
 
Также потребителям по¬обещали, что возможно, уже в марте будут на 10 % снижены тарифы на электроэнергию. Данное снижение обусловлено тем, что госпредприятие Energocom и частная компания Gas Natural Fenosa подписали новые годовые контракты на поставку электроэнергии в Молдову. С 1 апреля 2016 года закупочная цена составит 4,89 цента за кВт/ч, что на 28 % ниже действующей цены — 6,795 цента. 
 
И опять рядовые потребители задают вполне резонный вопрос: если закупочная цена снизится на 28 %, то почему для конечного потребителя она снижается лишь на 10 %? Понятно, за доставку и распределение электроэнергии тоже надо платить, а уж сколько — народу знать не дано. Да и заработная плата в эти самые «расходы» входит. Как известно, энергетики получают немало. 
 
В пресс-релизе Мин¬экономики сообщалось, что поставлять электроэнергию в Молдову будет приднестровская компания «Энергокапитал». Контракт с ней заключило госпредприятие «Энергоком» на срок  с 1 апреля 2016 года по 31 марта 2017-го. Как отмечают чиновники, результатом переговоров стало снижение цены поставок электроэнергии уже в марте, до вступления в силу нового контракта. Таким образом, в марте закупочная цена составит 6 центов за кВт/ч, что на 12 % ниже действующей цены. Минэкономики также сообщило, что заявки на поставку электроэнергии украинских поставщиков молдавская сторона отклонила, «поскольку «Энергокапитал» не только предложил лучшую цену, но и дал гарантии стабильных поставок».
 
В любом случае потребители чувствуют себя обманутыми. Озвученное снижение цен на энергоносители никак не компенсирует их недавнее повышение. Как говорят пенсионеры, все равно все подорожало. А еще очень смущает часто употребляемое слово «возможно» — то ли будет, то ли нет. 
 
Масла в огонь подливают и эксперты из миссии МВФ, которые неоднократно настаивали на необходимости повышения тарифов, и это является одним из условий западного кредитора для дальнейшего сотрудничества с Молдовой. 
 
МВФ прослеживает тарифную политику в энергетическом секторе республики с 2010 года. Причем не только прослеживает, но и периодически вмешивается, шантажируя правительство. Когда нужно подписать очередной меморандум, МВФ ставит условие: повысьте тарифы, иначе не видать очередной порции кредита как своих ушей. Нынешняя власть, которая полностью отдала Молдову под внешнее финансирование и даже госбюджет верстает на 80 % из заемных средств, идет на любые соглашательства. Но МВФ этого мало. У западного кредитора имеются к НАРЭ претензии, которые МВФ не раз высказывал за последние несколько лет. Их суть сводится к одному: тарифная политика должна быть еще более жесткой. 
 
И все эти условия, требования, которые НАРЭ и правительство берет под козырек, не учитывают бедственного положения простых людей. А ведь агентство призвано исполнять не политические заказы, а играть роль независимого арбитра между потребителем и энергетическими компаниями, которые никогда не работают себе в убыток.
 
Анна Ветрова
газета "Коммунист"