Восточное чудо, или Почему Китаю удалось сделать «невозможное»

Чтобы понять, что такое Китай сегодня и как этой стране, ещё несколько десятилетий назад страдающей от тотальной бедности, удалось выйти на первые строчки в рейтинге мировых экономических держав, недостаточно пройти проторенным туристическим маршрутом.
Как говорят сами китайцы, ответ прост: дисциплина, патриотизм по отношению к своей стране и истории и, что немаловажно, политическая внутренняя самоорганизованность государственных органов управления. Работе с максимальной отдачей на благо китайского общества, независимо от занимаемых должностей, независимо от сферы деятельности, придаётся первостепенное значение.
 
И это не избитые лозунги. К каждому слову о Китае, об истории и культуре Китая, об устремлениях и чаяниях простых китайцев здесь относятся с уважением. Культура, вековые традиции и современные технологии и методы работы — в этом состоит феномен Китая, а именно в сочетании этих трех составляющих. Китайцы не отрицают прошлое, чтобы оправдать ошибки настоящего и не заботиться о будущем. Здесь квинтэссенция в том, что Китай научился извлекать ошибки, брать из культурного и исторического наследия все полезное для развития настоящего. Настоящее развитие Китай представляет исключительно через призму построения будущего. Все эти связи настолько неразрывны, что будущее развитие этой уникальной политической, уже сегодня и экономической державы весьма предсказуемо, закономерно. Как и польза, и выгода для самого Китая, его народа. 
 

Рывок из бедности

В соответствии с намеченным планом на XVI Съезде Коммунистической партии Китая (КПК) в 2002 году, показатель ВВП к 2020 году должен составить около 44–46 трлн юаней, на душу населения — 30–31,5 тысячи юаней в год. Но спустя уже девять лет после съезда, то есть к 2011 году, ВВП Китая достиг 47,2 трлн юаней, в долларовом эквиваленте — 7,3 трлн долларов. Соответственно, на душу населения ВВП составил 35 083 юаня. 
 
Уровень жизни населения вырос существенно за 12-ю пятилетку. Если в 2010 году доход на душу населения в городской местности составлял 19 109 юаней, то есть 3 тысячи долларов, то уже к 2014 году показатель вырос на 7,9 процента в городе, в деревне — с 970 долларов на 10,1 процента. Средняя зарплата городских жителей Китая в 2014 году составила 56 360 юаней в год, при необлагаемом налоге с 2011 года — минимум 550 долларов в месяц. 
За последние годы в Китае существенно расширился охват населения социальным страхованием. Судите сами: практически все городское население и 90 процентов сельского населения не просто имеет доступ, а пользуется социальными программами медицинского обслуживания. 
 
Китайское правительство достигло ошеломляющих успехов в борьбе с бедностью. К примеру, еще в начале 80-х годов прошлого века более 60 процентов населения Китая находилось за чертой крайней бедности. За 30 лет показатель нищеты удалось сократить до 5 процентов от общего числа населения Китая. В 2015 году руководство Китая поставило перед страной амбициозную задачу — полностью ликвидировать бедность в стране. 
 
Был разработан ряд специальных программ и пошаговая их реализация на протяжении последних лет. В ближайшие шесть лет государство обязалось внедрить план в жизнь, таким образом вывести из состояния нищеты 70 миллионов жителей (преимущественно сельской местности). Другими словами, ежегодно численность бедного населения будет сокращаться более чем на 10 миллионов человек. 
 
Все эти амбициозные планы не были бы реальностью без конкретного плана развития на государственном уровне, что еще важнее — на уровне восприятия и принятия этих планов всем китайским обществом. Нужно понимать, что здесь нет противоречий или разногласий в вопросах курса развития, есть дискуссии на разном уровне о методах и способах реализации. И кстати, эти дискуссии воспринимаются как обязательное условие, без которого государство не может сотрудничать с максимальной отдачей с бизнесом, который, в свою очередь, при поддержке государства развивается в первую очередь для обеспечения развития экономики страны, достижения намеченных перспектив. 
 
Кстати, все законодательные инициативы, прежде чем попасть на рассмотрение парламента, обсуждаются экспертным сообществом, сообществами населенных пунктов, которых касается та или иная структурная реформа. Все высказанные мнения, пожелания, предложения тщательно анализируются, и только после достижения консенсуса со всеми заинтересованным сторонами сообщества вносятся коррективы в законопроекты. Если такой консенсус не достигнут, законодательная инициатива снимается с повестки дня, возвращается на доработку. 
 

«Три шага» в будущее

Еще в 80-х годах КПК разработала так называемую стратегию «трех шагов». Ее основная цель заключалась в ликвидации бедности в стране. Предстояло вывести из бедности 592 бедных уезда. 
 
В первую очередь была разработана специальная финансовая политика, а также система социальной поддержки (с гарантией ее получения от государства). Государство гарантировало и обеспечивало предоставление нищим крестьянам получение льготных кредитов. 
 
Но власти Китая понимали, что бедность не ликвидировать без расширения социальных программ. Однако мало просто предоставить льготы населению в виде, к примеру, социальных пособий или бесплатной медицинской помощи. Необходимо бедным создать условия для работы. То есть создавать новые рабочие места. Для этого необходимо развивать не просто внутренние возможности рынка (все-таки с учетом численности населения эта забота носит специфический характер), но и расширять свои торгово-экономические связи за пределами Китая, создавая международные корпорации, а соответственно, с расширением влияния за рубежом и освоением новых рынков сбыта появятся и новые производства, новые технологии, соответственно, новые рабочие места как на внутреннем, так и на внешних рынках для китайских специалистов. 
 
Развитие рынка и новые реалии диктуют необходимость высокой квалификации специалистов в разных областях. И если руководство ставит перед собой цели повышения уровня жизни на селе, это означает, что наряду с программой борьбы с бедностью необходимо развивать план по повышению общего и специального образования среди сельских жителей. 
 
26–29 октября 2015 года состоялся V Пленум ЦК КПК, на котором был утвержден ряд мер, призванных улучшить уровень и качество жизни населения Китая, а также повысить потребительский спрос. Среди них: выделение дополнительных субсидий для крестьян и создание системы компенсаций для крестьян в зернопроизводящих регионах; повышение заработной платы; изменение пенсионной системы и последовательное повышение минимальной пенсии с 700 юаней в месяц (в 2014 году) до 2 082 юаней в месяц уже в 2015 году; изменение механизма финансовой поддержки и рост субсидий для семей с низкими доходами и людей с ограниченными возможностями… 
 

* * *

Китай борется с бедностью не для галочки, а для того, чтобы повысить благо-состояние каждой китайской семьи. И план 13-й пятилетки, с 2016 года по 2020 год, полностью подчинен этой цели. За последние несколько десятилетий Китай столкнулся с проблемой, которая, казалось, никогда не коснется китайской реальности — население Китая стареет, и демографическая ситуация требует введения других срочных мер, полностью меняя ранее внедряемый подход «одна семья — один ребенок». 
 
В Китае это решение называют судьбоносным: для реализации задач, поставленных V Пленумом ЦК КПК, направленных на достижение максимального уровня социально-экономического развития, Китай отказался от политики однодетной семьи и перешел к политике двухдетной семьи. Ухудшающаяся возрастная структура населения грозит в будущем сокращением рабочей силы и большой нагрузкой на фонды социального страхования. Есть мнение среди китайских демографов, что в принципе необходимо снять все ограничения по количеству детей в семье. 
 

Построение общества «Сяокан»

Так называемая дорожная карта построения китайского общества, предложенная V Пленумом ЦК КПК на ближайшую перспективу, — это построение в Китае общества «Сяокан». Средне¬зажиточного общества с высоким качеством жизни, с высоким уровнем культуры и образования. Сегодня внутренняя государственная политика Китая направлена на развитие потребительского рынка, создание большего числа рабочих мест и отход от большой зависимости от внешней торговли. По сути, Китай, который завоевал мир (как бы ни было сложно это признавать крупным державам, таким как США и Россия), накопив знания, опыт, технологии и, безусловно, промышленный потенциал, сознательно отходит от политики «чем больше, тем лучше» и внедряет политику «меньше — значит, качественнее». Самое интересное — в том, что, нет сомнений, Китай сможет это «качественное» сделать новым брендом в первую очередь для своего общества. 
 
Объем экономики Китая на сегодняшний день превышает 10 трлн долларов США. Но в правительстве отмечают, что если ориентироваться на развитие такого объема, при чрезмерной зависимости от инвестиций и экспорта, это развитие будет непродолжительным. Вот почему во главу угла Китай в развитии экономического потенциала ставит структурные реформы. Из понимания такой экономической парадигмы правительство определило 5 основных задач китайской экономики на текущий, 2016 год: расширять удовлетворение спроса, активно устранять избыточные производственные мощности, стимулировать рынок недвижимости, помогать предприятиям снижать себестоимость продукции, предотвращать и устранять финансовые риски. 
 
Именно привлечение граждан Китая к открытию бизнеса и в сферу инноваций, которая сегодня переживает в Китае новую эру, как говорят в правительстве, является важной составной частью структурных реформ. Более того, государство должно понимать и понимает значение расширения сферы предоставления общественных благ и услуг. Все эти меры вместе позволят повысить качественный уровень потребностей и стандарты жизни людей. 
 
Что интересно: правительство намеренно упростило аппарат, отдав большие полномочия по принятию решений низовым организациям на местах, что существенно повысило саму эффективность контроля в лице государства. Отношения «государство — бизнес» таким образом сегодня в Китае также претерпевают модернизацию, если хотите, проходят через структурную реформу. Все действия бизнеса и руководящих органов подчинены поставленным задачам развития. И этот принцип уже дает свои результаты. 
 
В Китае уже стало трендом создание личного бизнеса и инноваций. Для сравнения: ежедневно в стране регистрируется более 10 тысяч новых предприятий. А темпы роста отраслей высоких технологий заметно превышают темпы роста промышленности. В результате горизонты китайской экономики расширяются, а новые модели коммерческого и госуправления создают новые перспективы. 
 
Даже при различных мнениях о риске снижения китайской экономики из-за кризиса регионального внутренний рынок Китая более чем динамично развивается, способен и готов на все внешние вызовы адекватно отвечать. И отвечает. Чем? Конкретными мегапроектами глобального масштаба. 
 

Мегапроект миру от мегаэкономики

В своей статье «Экономический план Китая», опубликованной в прошлом году ежегодником «Мир-2016», премьер Госсовета КНР Ли Кэцян, представляя экономические планы своей страны, высветил одну из главных концепций, на которую ориентирована китайская экономика. «Мы уверены, что Китай уже сейчас является достойным рынком, важным звеном функционирования глобальной цепи снабжения, надежным партнером для расширения мирового рынка.
 
Наша планета пока небогата. Миллиарды людей, живущих в развивающихся странах, еще не пользуются в полной мере льготами крупномасштабной индустриализации и удобной инфраструктуры. Спрос колоссальный, но сдерживаемый из-за недостатка денежных средств, доступного оборудования и технологий. 
 
Эту ситуацию можно изменить. Китай в настоящее время продвигает строительство «одного пояса и одного пути». Благодаря международному сотрудничеству в сфере производственных возможностей, объединив преимущества Китая в индустрии обработки и высокие технологии развитых экономик, можно поставлять развивающимся странам качественное оборудование по приемлемым ценам, поддерживая активный рост с приоритетом на инновационное предложение, помогать им ускорить процесс индустриализации и урбанизации.
 
…Международное сотрудничество на основе обоюдного выигрыша станет приоритетным направлением нашей работы. Это наш ответ на призыв к качественному развитию, первоначальный проект для совместного с миром пользования китайским рынком и всем, что ”создано Китаем”». 
 
В начале 2015 года министр иностранных дел КНР Ван И заявил, что центром внешней политики КНР будет концепция «Один пояс — одна мечта». Согласно этой концепции, КНР планирует создание экономического пути от Китая к Европе через всю Евразию. 
 
Кроме торгово-экономических связей, правительство КНР создаёт специальный фонд размером более 40 млрд долларов, а также Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, на который уже выделено 50 млрд долларов. Эти средства будут использоваться для строительства железных дорог, портов, необходимой инфраструктуры и развития экономических и культурных отношений между странами Шелкового пути и КНР. А по оценке ресурса Wantchinatimes, суммарные вложения в проект составят колоссальную цифру в 22,1 трлн долларов.
 
При реализации данного проекта Китай сможет кардинально изменить экономическую карту мира. 
 
Павел Марфин
газета "Коммунист"