"Все мы вышли из "Шинели" ВГИКА"

Беседы по поводу

К 60-летию Анатолия Смышляева

М

ногим известно высказывание Ф.М.Достоевского о том, что вся русская
литература XIX века "вышла из "Шинеля Гоголя". В ХХ веке литературу XIX
века окрестили словом "критический реализм", а литературу Страны Советов -
"социалистическим реализмом".

Наша молдавская кинематография в начале своего существования была
ближе к "критическому реализму", но постепенно ее подправляли и она
перешла на рельсы "соцреализма", постепенно утрачивая свою критическую
направленность, хотя абсолютное большинство молдавских кинематографистов,
образно говоря, вышли из "шинели ВГИКа", где критический реализм, особенно
в начале 60-х годов, преобладал.

Об этом и о многом другом мне довелось побеседовать с одним из его
выпускников Анатолием Смышляевым, окончившим художественный факультет и
несколько лет проработавшим на киностудии "Молдова-филм" в качестве
художника анимационных лент.

Случилось так, что в нынешнем году мы оба оказались юбилярами. Мне
исполнилось 80, а ему завтра стукнет 60. В этой связи меня заинтересовал
вопрос: как мы, кинематографисты разных поколений, прошедшие одну и ту же
школу, и, в общем, со схожими чертами биографии, входили в мир
кинематографа?

- ВГИК, конечно, дал нам очень много, - говорит Анатолий, - и не
только в плане овладения профессией. Он дал нам огромный багаж знаний в
области мировой культуры, знакомства со смежными искусствами: театром,
музыкой, кинематографом в более широком смысле, включая элементы
режиссуры, драматургии и пр. Это оказалось не менее важным для нашей
профессии. Правда, в ту пору ВГИК для паренька, родившегося в молдавском
селе и проведшего детство в Сороках, где я окончил школу, было делом
далекого будущего.

- Мне тоже довелось учиться в Сороках. Я окончил библиотечный
техникум в 1949 году, откуда и начал путь в искусство: Кишинев, Москва -
ВГИК.

- Да, совпадений немало. После Сорок у меня было Кишиневское
художественное училище им. И.Е.Репина, армия, и только потом ВГИК.

- В год вашего окончания сорокского техникума я только появился на свет, и, естественно, не с кистью или фломастером в руках, а потом учился в обычной общеобразовательной школе.

- Но к искусству рисунка, живописи тяга все же была?

- Как вам сказать. Отец мой - механизатор, мать - учительница. Собственно, она и "виновата", что я постепенно стал приобщаться к рисунку. Помогал ей оформлять всякие школьные пособия, пионерские уголки, стенгазеты. Втянулся в это дело. Понравилось, а потом, уже в старших классах, два года посещал художественную школу в Сороках, где уже начал понимать, что за каждым рисунком стоит нечто большее, чем просто изображение, а присутствует уже определенная мысль, образ.

- Какие еще любимые предметы были в школе?

- Уроки географии. Я помогал учительнице по этому предмету рисовать карты, был активным участником географического кружка, за что меня неоднократно поощряли поездками в Кишинев и Одессу, где посещал музеи и картинные галереи. Огромное впечатление получил от балетного спектакля "Тропою грома", заглянул и в художественное училище, где укрепилось мое желание получить профессию художника.

- А какие дороги привели во ВГИК, на художественный факультет?

- Попалась мне как-то на глаза заметка о творчестве Уолта Диснея - знаменитого американского мультипликатора в журнале "Советский экран", и я решил послать свои студенческие работы на предварительный конкурс во ВГИК. Направления официального у меня не было, но я решил рискнуть, и как раз оказалось одно место для Молдавии вакантным. Видимо, кто-то не прошел даже при наличии официального направления от республики. И я прошел, как тогда говорилось, "с первой попытки". Работы у меня оказались хорошими.

- А как велись занятия на факультете? Ведь там готовили и мультипликаторов, и художников-постановщиков для игровых картин.

- Нас в группе было 18 человек. Шестеро избрали направление мультипликации, среди них был и я.

- И кто же вел мастерскую мультипликации?

- Анатолий Пантелеймонович Сазонов, прекрасный педагог, имеющий богатый опыт работы в анимационном кино, поставивший такие широко известные мультфильмы, как "Пропавшая грамота", "Краденое солнце", "Зимняя сказка" "Двенадцать месяцев" и др. У него было чему поучиться.

- После ВГИКа вернулись в Кишинев?

- Да, здесь меня ждала жена Лидия Леонидовна, в девичестве Берова. Мы вместе учились в училище и единомышленники в искусстве.

Судя по фамилии и отчеству, она сестра Сильвии Беровой?

- Да, родная сестра. Только та пошла в актрисы, а моя Лидия избрала иную художественную профессию. Хотя именно Лиду ассистент режиссера Станислава Ростоцкого приглашал на кинопробы на роль Бэлы в экранизации известной повести М.Ю.Лермонтова. Она отказалась и рекомендовала попробовать на эту роль свою сестру, Сильвию, которая в то время училась на актерском факультете в Кишиневском институте искусств.

- Вот оно как! А я, киновед, этого не знал, хотя в свое время сочинил такую шутливую эпиграмму, посвятив ее Сильвии, когда она уже преподавала актерское мастерство в Институте искусств и была актрисой театра им. А.П.Чехова:

В талант ее уверовал
Ростоцкий Станислав,
И стала Бэлой Берова,
Экран завоевав.

Эпиграмма эта опубликована в недавно вышедшем сборнике моих стихов.

Но, как говорится, вернемся к нашим баранам. Насколько мне известно, молдавская мультипликация получила в свое время Гран-при знаменитого Каннского кинофестиваля по разделу мультипликационных фильмов за ленту "Гайдук", в которой Анатолий Смышляев значится в титрах как художник-постановщик (сценарий В.Друка, режиссеры Ю. Кацап, Л. Горохов).

- Было такое, - соглашается мой собеседник. - Те несколько лет, которые я проработал на киностудии "Молдова-филм", памятны мне не только по картине "Гайдук", но и по другим лентам: "Дракон и солнце", "Чужими ногами", где мне довелось участвовать вместе с моими коллегами по мультцеху. К слову сказать, в ту пору киностудия "Молдова-филм" создавала ежегодно по 6-7 мультфильмов разной тематики и для детей, и для взрослых. Потом производство анимационных лент стало сокращаться и я занялся книжной графикой, проработав десять лет в издательстве "Литература артистикэ". Одна из наиболее дорогих мне работ того периода - красочная детская книга "Веселый теремок" на молдавском фольклорном материале, изданная на двух языках под одной обложкой.

- А как прошли сложные 90-е годы? Как они отразились на твоем творчестве?

- Они действительно оказались очень трудными. Сократилось не только кинопроизводство, но реже стали выходить книги. Слава Богу, стало издаваться больше газет, где труд художника-графика оказался востребованным. Работал я в газете "Телеграф", других периодических изданиях. Потом по разным договорам работал на издательства "Литера", "АРС" и сейчас мои рисунки востребованы, особенно во времена политических баталий. Больше всего сотрудничаю с "Независимой Молдовой", хотя и не значусь в штате, но работы хватает.

- Я знаю, что ты не только член Союза кинематографистов, но и Союза художников Молдовы. Как реализуешься в этом плане? Бывают ли выставки?

- Да, не так давно была выставка учеников художника Неменского Бориса Михайловича в Москве по случаю его юбилея. Во ВГИКе он вел у нас курс живописи, так что я по праву считаюсь его учеником. На этой фотографии он с нами - его воспитанниками разных лет. У меня сохранился каталог этой выставки со всеми автографами ее участников. Сейчас я, правда, больше занимаюсь графикой, но и живопись мне не чужда.

- Я тебе особо благодарен за обложку к моему сборнику юморесок "Налей, на лей", который вышел в этом году. Интересная работа. Не зря говорят, что человека встречают по одежке, а книгу - по обложке.

- Рад был помочь своему коллеге по альма-матер.

- Какими еще интересами живет семья Смышляевых?

- Как поется в одной из известных песен: "Жила бы страна родная, и нету других забот". А если поконкретней - надоела вся эта попса, которая заполонила экраны телевизоров, эстраду, кинематограф, может быть, меньше театр, где еще традиции классики служат для нас отдушиной.

Стараемся всей семьей ходить на интересные концерты. Посещаем выставки. В музеи ходим не только в "ночные часы", но и днем. Разумеется, невозможно совсем отключиться от нашей действительности, когда из-за политических амбиций отдельных лидеров в жертву приносятся интересы всего общества. Все толкуют о кризисе в финансово-экономической сфере, но мало кто по-настоящему озабочен кризисом в сфере духовной. Человек, впитавший в себя достижения мировой культуры, знающий литературную классику, мировую драматургию, классическую музыку, не выйдет на площадь с камнем за пазухой, не станет игрушкой чьих-то руках, а прежде многократно подумает, к чему это может привести.

- Семья-то большая? - задал я напоследок свой традиционный вопрос.

- Дети взрослые. Живут отдельно. Я уже дед, что, конечно, приятно.

- Понимаю, потому как уже дважды прадед.

- Вот-вот. Пора подумать и о наших будущих поколениях, не только в абстрактном смысле, но и о том, какими мы сами воспитываем своих детей и внуков. Кем они станут в ближайшем будущем. Не будет ли стыдно за них.

- Да. Это вопрос вопросов. Если бы все так думали, может, меньше проблем было бы на этой земле.

((0000, С Анатолием Смышляевым собеседовал
Виктор АНДОН.))

К

оллектив "НМ" поздравляет нашего художника, работы которого наверняка
известны всем читателям газеты, с юбилеем и желает ему крепкого здоровья,
новых творческих успехов, легкости его талантливой руке и точности его
перу. Еще больше фантазии и идей.