…Когда от малых зависят большие…

Молдавская дипломатия в XVII веке спасла монархию России
Продолжая серию материалов о реальной, не отредактированной валашскими фальсификаторами истории Молдавского княжества, нельзя не остановиться на одном из любопытнейших эпизодов середины XVII века. 
 
Удивительно, но факт: об этом не было сказано до сих пор ничего. Ученые-историки о ли не читали «Летопись» Мирона Костина, то ли по каким-либо субъективным причинам отложили обнародование весьма значимого для отношений Молдовы и России исторического факта.
 
Суть же изложенных Мироном Костином перипетий внешнеполитической интриги того времени состоит в том, что Молдова спасла монархию российскую от второго нашествия польско-литовских интервентов. Спасла в полном смысле этого слова. Но обо всем по порядку.
 

Спасительный предлог

В 1631 году положение наших стран было весьма сложным. Молдова фактически зависела от Турецкой империи. Москва же вела длительную войну с Речью Посполитой — мощным, агрессивным федеративным объединением Польши и Литвы. В начале XVII века польские войска, воспользовавшись смертью царя Бориса Годунова, ведомые самозванцем Отрепьевым, вторглись в пределы Московского царства. Смута и безвластие обрушились на города и села страны. Понадобилось десять лет сражений и бед, чтобы силы народного ополчения во главе с Мининым и Пожарским изгнали интервентов, а Собор представителей всех слоев общества избрал законного монарха Михаила Романова. Новая монархия была стиснута со всех сторон могущественными противниками и понемногу накапливала силы. В то же время империя Османов диктовала условия политических игр в Средиземноморье и конкурировала с короной польской на берегах Днестра. 
 
В этих непростых условиях господарь Молдовы, отличавшийся от прочих временщиков самостоятельностью и государственной волей, Василий Албанец, прозванный в народе за жестокость и массовые репрессии Василе Лупу (Волк), через посредничество известного в то время негоцианта и дипломата Исара (богатейшего человека с обширными связями от Стамбула до Москвы) наладил контакт с влиятельными людьми в Кремле. Целью господаря Василия было возвращение польского войска во главе с королем Владиславом из пределов Московского царства для ослабления турецкого влияния в Молдове. 
 
Кроме того, Василий умело играл и на противоречиях между польско-литовской аристократией и верхушкой казачьих старшин Украины, полагая, опираясь на казачье войско, установить наследственное правление в Молдове.
 
Это была еще одна попытка преодолеть последствия «конституционного переворота» Александра Лэпушняну. Для Москвы жизненной необходимостью являлась задача либо разгрома польских интервентов, что было крайне сложно в военном отношении для ослабленного десятилетней смутой государства, либо удаление этого войска в свои земли под каким-либо предлогом. И такой предлог был найден.
 

Сеанс одновременной игры

По свидетельству летописца Мирона Костина, «в ту пору король ляхов Владислав только и делал, что бродил со своим войском по землям Московским. И казалось всем, что нет уже у Москвы силы, чтобы ляхам противостоять. До самой Москвы все крепости были заняты ляхами. А многие большие головы боярские земли Московской тогда склонились перед королем ляхов, чтобы стал он им правителем».
 
При гарантиях Василия, воеводы Молдавского (титул господаря, отмеченный в «Летописи»), ведомая Исаром делегация московских бояр прибыла в Стамбул, и в процессе переговоров было достигнуто соглашение о том, что Москва готова отдать Османской империи Астрахань и Казань в обмен на объявляемую Стамбулом войну Польше и Литве.
 
Стороны скрепили соглашение рукопожатием, и вскоре турецкие войска во главе с Абазом-пашой обрушились на пограничные отряды польской короны во главе с гетманом Концепольским. 
 
(Примечательно, что в этой войне отличился один из предков Дмитрия Кантемира. Правда, тогда это был татарский мурза Кантемир-бей.)
 
Объединенные войска турок и татар обложили Концепольского со всех сторон подле Каменца-Подольского на берегу Днестра. Видя, что польскому войску некуда ни отойти, ни скрыться и гибель его неизбежна, хитрый господарь Василий «оповестил» Абаза-пашу, что якобы на подходе казачье войско, отправленное на помощь полякам. Опасаясь оказаться в ловушке, турецкий военачальник отошел за Дунай. Все это продолжалось довольно долго, и в течение нескольких месяцев господарь Василий продавал продовольствие войскам как турок, так и поляков, неслыханно обогатившись на этих поставках. 
 
После яростных сражений у Каменца-Подольского из Варшавы в Стамбул отправили опытного дипломата Требинского, чтобы он выяснил, в чем причины столь внезапного для Варшавы начала войны. 
 
И в этом случае господарь Василий вновь проявил свою «волчью» хитрость. Требинского Абаз-паша задержал в своей ставке в Правадии настолько, насколько это было возможно. Роскошное пребывание польского дипломата в ставке Абаза-паши каждые три дня Василий оплачивал увесистыми кошельками серебра. Тем временем обеспокоенный король Владислав, понимая все опасности большой войны с Османской империей (ибо был он и сам участником тяжелейших сражений под Хотином в 1621 году), фактически войны на два фронта, запросил у Москвы мира.
 
«Как узнал король ляхов, что на границах его земли собирает турок войско для войны, так тут же стал искать мира с Москвой. И тогда же, отложив саблю в сторону, заключил он с московскими людьми мир. Отошли ему тогда несколько городов московских из тех, что он уже взял силой. А после этого вернулся король в Варшаву и собрал сейм, и стали они думать с другими большими ляхами о том, как готовиться к войне с турками» (Мирон Костин).
 

Эффект домино

К этому времени у Османов случилась очередная большая война с шахом Ирана. Захватили иранцы тогда Багдад. И посему главные силы Османской империи отправились воевать с персами. Тогда же поляки и литовцы перезаключили мир с турками. 
 
Московские бояре, ближний круг царя Алексея Михайловича, только-только принявшего скипетр после смерти отца своего, Михаила Романова, радостно потирали руки: «И польское войско ушло, и турок войной с персами занят!» Посему никто Казань и Астрахань туркам не отдал. Москва получила историческую передышку, поскольку Владислав, король польский, по возвращении в Варшаву снова собрать войско и пойти на Москву уже не смог. Он, может быть, и хотел бы снова попытать счастья — саблей взять Московское царство, но увяз в бесконечных сеймах и интригах родовитой шляхты, мечтавшей сменить правителя на более лояльного воле магнатов.
 
После этих событий Польшу потрясла война запорожского казачества под предводительством Богдана Хмельницкого. Результатом которой стали закат могущества Польши и Литвы и переход левобережья Днепра под юрисдикцию московского царя (Переяславская рада).
 

Равные перед историей

Без малого через сто лет Московское царство при реформаторе Петре Великом стало Российской Империей, дерзко и решительно двинувшейся на юг, на Балканы. И уже XVIII–XIX века ознаменовались геополитическим противостоянием Российской и Османской империй в Причерноморье и на берегах Дуная. 
 
А могло бы все быть иначе для стран и народов наших, когда бы не хитрость и расчет господаря Молдовы Василия Албанца. И притом что был этот правитель отнюдь не добродетельным человеком, но сыграл в истории роль большую и заметную. Правда, не удалось ему укрепить наследственное правление в Молдове. Большие замыслы разбились об измену и предательство боярских кланов. 
 
Тем не менее в период, о котором сказано, Молдова сыграла весомую роль, и это тоже урок, который надо бы усвоить всем, кто приходит к кормилу власти в нашей стране. История стран и народов — и больших, и малых — всех на весах своих уравнивает. Особенно в таких парадоксальных обстоятельствах, когда большие страны зависят от того, куда малые склонятся. 
 
* * *
Завершая этот краткий исторический экскурс в дела давние, но не потерявшие своей значимости и в наши дни, хотелось бы сказать, что наследие, исторические связи, общая православная духовно-религиозная основа народов Молдовы и России внушают нам оптимизм. Уверен, все мутные трактовки, разночтения и странности уйдут и будут забыты, как сон, а понятие дружбы народов Молдовы и России вернется к своему историческому, глубинному началу!
 
Михаил Лупашко
газета "Коммунист" при поддержке IT компании по разработке CRM в Молдове webmaster.md