Осколки забвения

Память

Обо всех мероприятиях, посвященных 70-летию Великой Победы над фашизмом, мы говорим с чувством гордости, даже если не принимаем в них участие. Посмотрели парад Победы в Москве - даже дух перехватило. Где-то в Молдове памятник отремонтировали или ветерана поддержали - приятно слышать, так и должно быть. Всё это благие дела. Но может не всегда их нужно подводить к определенной дате, может, ради того же блага, совершать их чуть позже, но вдумчиво и правильно, никого не оскорбляя своим неведением.

 

Сёла Пояна и Кунича - братья-близнецы. Расположены рядышком, человек несведущий даже не скажет, что это два села. Отличаются лишь тем, что Кунича - село старообрядческое, а в Пояне православие исповедуют. Все остальное одинаково. И радости, и беды, и неурядицы нынешних дней. И к Господу с одними и теми же молитвами люди обращаются. Вот и праздник Великой Победы над фашизмом вместе отмечали. Ведь война над всеми хатами пролетела, не выбирала ни по фамилии, ни по вероисповеданию. Сотни мужчин ушли на ту войну, и намного больше сотни не вернулись...

День Победы в обоих селах ждали, готовились. Большое событие людей ожидало. Еще к 20-летию Победы был в этих местах возведен памятник советским воинам, погибшим в войне, тогда же был разбит парк Победы. Но за полвека "износилось" все. В этом году его отреставрировали, да еще и для "вечного огня" место нашлось. Селяне шептались, что, мол, сам российский посол приехать обещал. А вдруг не приедет, далеко же, тем более 9 мая, в столице мероприятий много. Конечно, до Флорештского района путь, по молдавским меркам, не самый близкий. Зато по российским - рукой подать.

Жители сел никогда не скрывали свои бережно-нежные отношения к России. В душе у них эта симпатия заложена. Поэтому, когда на открытие отреставрированного памятника приехал посол Российской Федерации в Молдове Фарит Мухаметшин, народ откровенно радовался. Честь-то какая! Конечно, были сказаны важные и нужные речи, ученики подготовили концертную программу. Все было очень красиво, но есть одно "но", о котором хотел бы рассказать уроженец села Пояна Анатолий Подопригора. Это "но", как ложка дегтя в великое празднование Победы, но если мы о ней не упомянем, горечь останется на всю жизнь.

Статья Анатолия Подопригора "Ушедшие в вечность" была опубликована в нашей газете 8 мая, накануне Дня Победы. Он рассказывает, как пополняется список односельчан, не вернувшихся с войны. Да и сам список погибших из 107 имен жителей села Пояна опубликован. Последнее имя было внесено совсем недавно. Редактору совесть не позволила на таких вещах газетную площадь экономить. А сейчас газетная полоса единственное место, где запечатлены имена погибших воинов.

Почему вспомнили статью? Просто Анатолий много лет изучает историю села, восстанавливает списки погибших. Это его добрая воля. Из двух сел с войны не вернулись 172 человека. Имя каждого не должно быть забыто. Однако на стелах, где вырезались имена погибших воинов, многих имен, по словам Анатолия Подопригора, не оказалось. Его возмущение не остыло до сих пор.

- Это вроде как специально кто-то сделал, - говорит Анатолий. - К примеру, погибли на войне отец и сын. Имя сына Крижановского Виктора Христофоровича выбито в камне, а отца Крижановского Христофора забыли. Почему? Мне очень обидно, что так складывается, и мне кажется, что это не случайность. Я на следующий день прошелся по парку, сверил свой список погибших с тем, что высечен в камне. И ужаснулся... С этими цифрами что-то не так.

По подсчетам Анатолия Подопригоры около 20 имен погибших солдат из числа жителей Поян, оказались забытыми. Правда, с учетом и его списка, составленного лично. Во время войны в селе Пояна был православный священник, который вел учет всех павших воинов, у него был полный список убиенных, за которых молились в церкви. Некоторых из фамилий не было в официальном списке.

- По официальным спискам порядка 172 человек из двух сел погибло, на 12 стелах высечено по 14 имен - это 168 человек, подсчитывает Анатолий. - Уже не хватает 4-х человек. Но если не внесено много фамилий, почему сходится суммарный подсчет?

У Анатолия Подопригора тоже есть свой грех. Кода он составил полный список погибших, ему надо было кому-то представить его на рассмотрение. Но не нашел к кому обратиться... Вместе с тем, даже из официального списка не все воины были удостоены вечной памяти.

Если Анатолий Подопригора прав, то будет разум­ным и справедливым исправить ситуацию и высечь имена погибших, о которых забыли, на дополнительной стеле. Конечно, алфавитный порядок нарушится, но мы помним и поминаем наших родных не по алфавиту. Ну а человек, из-за которого произошла эта чудовищная ошибка, должен пойти в церковь поставить свечи за каждого, и у каждого попросить прощения. А живые пусть судят по-своему.

Важно не приплетать к памяти мертвых политику живых. Накануне выборов некоторые политики, которые в иное время даже не посмотрят на памятник воинам, пытаются сыграть на этой теме.

Памятник в Куниче был восстановлен при денежной помощи и стараниям местной власти субъектов Томской области России, спасибо добрым людям за поддержку, а также правозащитной организации "Вече". А вот выступление председателя "Вече" Николая Гуцула, по словам Анатолия Подопригора, селянам не понравилось, слишком явно прорисовывались его политические симпатии.

Кстати, в Куничи, во всем своем "величии", прибыл и Мариан Лупу. С какого перепугу? Большинство местных селян молдавских демократов на дух не переносят. Но гость есть гость, и по законам гостеприимства, дурных слов ему никто не говорил. Тем более праздник великий - грех сквернословить. Наверное, великий демократ все-таки читает тайком нашу газету и потом шлепает по славным местам, отмеченным на наших страницах.

Сейчас можно сказать: ну что за люди, им памятники восстанавливают, а они бузят. Сидите, молчите, радуйтесь... За восстановленный памятник спасибо. Но вот молчать не все умеют, а может это и правильно. Если мы говорим, что никто не забыт, так давайте не будем забывать...

Наталья Лужина