Спасение утопающих – дело рук самих утопающих

Ситуация

Жизнь дается человеку один раз, но прожить ее лучше не в демократической Молдове. Иностранцы, приезжающие в нашу страну радуются гостеприимству и открытости местных жителей и недоумевают от того, что лица прохожих на улицах печальны и озабочены. Тем, кто чувствует спиной защиту своего государства, не понять молдаван, каждый из которых, в отсутствие денег и связей, остается один на один со своими бедами, и помощи ждать неоткуда. Государство, обязанное заботиться о своих гражданах, их просто не видит. Крепкая законодательная база не работает не из-за отсутствия механизмов, а из-за тотальной коррупции и полного равнодушия бюрократической машины к нуждам обычного человека. Поэтому в Молдове закон защищает тех, кто умеет вовремя подсуетиться. Поэтому налогоплательщики выплачивают ежегодно сотни тысяч евро за проигранные государством иски в Европейском суде по правам человека. И никто никогда не возвратит эти деньги учителям, врачам, деятелям культуры, детям и пенсионерам.

 

В ноябре прошлого года молднет взорвала информация об одиноком старике, которого силой выселяли из его квартиры на Московском проспекте в Кишиневе. Целую неделю добровольцы-общественники дежурили возле его квартиры, не давая судебным приставам туда зайти. Полиция присутствовала, убеждая волонтеров в необходимости выбросить пенсионера на улицу, согласно судебному решению, лишающего человека одного из основных его прав – права на жилье. Только шум, поднятый в СМИ, и вмешательство общественных организаций приостановили выселение, и сейчас дело рассматривается снова. Но заметьте: права человека защитили не те, кто обязан делать это по долгу службы, не те, кто живет на наши налоги, и по закону, должен стоять на страже нашего спокойствия.

Хая Михелевна Семенова, девяностодвухлетняя пенсионерка, ветеран войны, обратилась в судебные органы и прокуратуру после того, как прошлым летом к ней домой явился администратор фирмы по операциям с недвижимостью Sach&CO Invest Вячеслав Саханович и сообщил, что квартира, где женщина безвыездно проживает с 1970 года, уже пятнадцать лет, как числится в его собственности. А следовательно, хотите в ней жить, - давайте «договариваться».

Но родственники пенсионерки почему-то приватно договариваться не захотели, а обратились в правоохранительные органы. И выяснилось, что история уходит корнями в 1999 год. По адресу этой квартиры тогда была зарегистрирована фирма сына пенсионерки. У фирмы был банковский кредит. И когда фирма обанкротилась, квартиру выставили на аукцион. Там-то юный еще Саханович и приобрел недвижимость. Однако торги были проведены с серьезными нарушениями, и вышестоящая судебная инстанция сделку отменила. Сын расплатился с банком, деньги за покупку были возвращены Сахановичу со специального счета судебного исполнителя, и все постарались поскорее забыть об этой неприятной истории.

Никто не знал, что, в нарушение действующего законодательства, судебный исполнитель не только отдала Сахановичу акт купли-продажи, пока еще шел судебный процесс, но и не оповестила об отмене результатов аукциона кадастровые органы, куда покупатель уже успел передать свои документы. Не знал об этом и сам Саханович до тех самых пор, пока не начал в 2008 году оформлять кредит под строительство. Тут-то счастье и обнаружилось.

Как добропорядочный гражданин Саханович перво-наперво заплатил налоги, скопившиеся за эти годы. Хозяйка квартиры, кстати, ничего о них не знала. Как сейчас выяснилось, получив однажды квитанцию на чужое имя, она позвонила в налоговую инспекцию, сообщила об ошибке, перед ней извинились и больше никогда никаких бумаг не присылали, потому что пенсионеры освобождены от сборов за недвижимость.

Заплатив налоги, Саханович переписал квартиру на имя своего давнего друга (он-то, как специалист по недвижимости, знал, что после одной-двух сделок обнаружить концы очень трудно). А летом прошлого года, решив, что старушка умерла, вернул квартиру себе и явился «договариваться».

В этот же августовский день родственники пенсионерки сообщили об этом визите в прокуратуру сектора Ботаника. А в сентябре инспекторатом полиции сектора Ботаника было возбуждено уголовное дело по ст.190 УК Республики Молдова – мошенничество в особо крупных размерах. Одновременно был подан иск в гражданский суд. И началось.

Обиженный на недоверчивую родню пенсионерки Саханович спешно переоформил на свое имя контракты с поставщиками услуг – имеет право как владелец кадастровых документов. Когда на это не обратили внимания и не пришли «договариваться», он зарегистрировался в паспортном столе, беспардонно лишив регистрации хозяйку квартиры (а, следовательно, и

социальных пособий, ведь нет человека – нет проблемы!). Когда и это не помогло, 31 марта он подал в Red Union Fenosa, где сообщил о проведении в «принадлежащей ему квартире» ремонтных работ и потребовал отключить ее от электроэнергии, создав таким образом условия, опасные для здоровья и жизни человека. Только вмешательство НАРЭ временно приостановило реализацию этого требования.

Это уже вторая попытка Сахановича повлиять на ход дела. Первая была еще в августе, сразу после переоформления на его имя контракта с поставщиком электроэнергии. Так как в это время уже начался гражданский процесс, и квартира находилась под арестом, адвокат пенсионерки обратился в суд сектора Ботаника с просьбой запретить поставщикам услуг производить какие-либо действия в этом доме. Однако суд отклонил требование, мотивировав свой вердикт тем, что наложенный на недвижимость арест априори предполагает такой запрет. Апелляционная палата слово в слово повторила решение суда первой инстанции, с которым, кстати, не согласны юристы коммерческой фирмы – поставщика. Они требуют отдельный и конкретный документ, так как именно он сможет оградить фирму от претензий клиента, чье требование не выполняется.

В беседе с корреспондентом «НМ» Саханович сообщил, что не настаивает на отключении света в квартире, где проживает старый человек. По его словам, он просто хотел проверить, как выполняет RED UNION FENOSA требования клиентов. После решения Апелляционного суда «они не имели права принимать у меня эту заявку вообще», - считает Саханович. Он считает, что родственники пенсионерки сами виноваты в произошедшем, так как в течение 15 лет не интересовались своими кадастровыми документами. «В моих действиях не было ничего противозаконного, - заявил он в интервью «НМ». - Подтвердив документы, зарегистрировав контракт у постороннего нотариуса и расторгнув его, я просто проводил юридические эксперименты, желая убедиться в тупости нашей системы. Вот и все».

А что наши доблестные правоохранители? Да ничего. Ведут, говорят, расследование, согласно действующему законодательству. Вот только почему-то до сих пор держат факт открытия уголовного дела в секрете от Сахановича. Его ни разу не вызывали на допрос, хотя представители пенсионерки неоднократно обращались к следователю с просьбой поставить этого господина в известность о том, что история разворачивается совсем не так, как он предполагает и что любая его попытка шантажа и психического давления на оппонентов ложится очередным заявлением в уголовное дело.

Переписка по этому вопросу с правоохранительными органами уже составила увесистый сборник. Странная логика начальства и рядовых сотрудников инспектората полиции и прокуратуры сектора Ботаника, а также Генпрокуратуры, нормальных людей озадачивает. Например, задается конкретный вопрос: кто понесет ответственность, если Саханович как номинальный владелец недвижимости вдруг явится «домой» и доведет пожилую женщину до инфаркта? Или: кто ответит, если электроэнергию в квартире все-таки отключат, и с хозяйкой произойдет непоправимое? Или: что делать, если старушка не сможет получить новый паспорт (ведь теперь ее в природе как бы уже не существует!) и лишится мизерной своей пенсии? Из всех инстанций – от инспектората полиции до Генпрокуратуры – ответы приходят под копирку: согласно статье такой-то по статье такой-то открыто уголовное дело и ведется расследование в соответствии со статьей такой-то.

В ситуации, когда невозможно достучаться до стражей порядка, стоит ли удивляться, что общество, согласно всем соцопросам, больше всего не доверяет правоохранительным органам и судам? Стоит ли удивляться росту преступности и отсутствию результатов борьбы с коррупцией, на которую тратятся сотни тысяч евро европейских грантов? Доблестные правоохранители сами толкают законопослушных граждан на правонарушения (речь идет именно о законопослушных людях, волею судьбы попавших в сложную ситуацию, а не об аферистах и злостных неплательщиках налогов). Если учесть, что из двух зол выбирают меньшее, то оказавшись перед выбором между легкой степенью благоприобретенного маниакально-депрессивного психоза (или даже самоубийством) и дачей взятки, человек, конечно, предпочтет последнее.

Власти говорят о том, что Молдова уже давно одной ногой в Евросоюзе. Наверное, она станет первой и единственной страной в этой международной структуре, где лозунг «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих» перешел из книжной классики в реальную жизнь.

Елена ГИСКА

P.S. Обратная сторона

В телефонном интервью «НМ» господин Саханович честно пытался разъяснить ситуацию, но в этом деле столько нюансов, что в данном случае не стоит их все озвучивать. Впрочем, читателям все тонкости судебных разбирательств и не нужны. На то есть адвокаты. Правда рано или поздно восторжествует, в этом журналисты помогут. Сейчас

же важно оградить нашу 92-летню коллегу от любых неприятностей. Сам же господин Саханович утверждает, что уважительно относится к Анне Семеновой, что в его действиях нет никакого злого умысла и, что, как и ранее, он готов решить проблему мирным путем. И он не понимает, почему вокруг его персоны в СМИ собирается так много негатива, ведь ничего противозаконного он не совершал.