Факт тотального разрушения образования

Образование
  • Справка НМ

В настоящее время в стране действует 105 начальных школ, 794 гимназии и 424 лицея... Пока еще действуют...

Итак, вступило в силу положение Кодекса об образовании, согласно которому рабочий контракт разорван со всеми менеджерами образовательных учреждений, которые были отобраны не на конкурсной основе. Результат - более тысячи директоров учебных заведений, а это около 40 процентов, остались без работы, а сами учебные заведения - без руководителей.

 

По сообщению Министерства просвещения пройдет более тысячи конкурсов, по результатам которых выберут тысячу директоров гимназий, начальных школ и детсадов, 100 - лицеев, 32 - профтехучилищ и колледжей. Министр Майя Санду учтиво объясняет, что делается это лишь для того, чтобы привлечь к руководству учебных заведений лучших и преданных делу профессионалов. Многие же педагоги считают, что делается это для того, чтобы избавиться от неугодных руководителей и "поставить" своих людей, которые будут беспрекословно подчиняться министру и поддерживать интересы тех партий, от имени которых они займут директорские должности.

Впрочем, возмущает народ и другое. Во-первых, в положении указан возрастной ценз. Кто может сказать, в каком возрасте человек становится недееспособным? Во-вторых, в конкурсе смогут принять участие только кандидаты с высоким уровнем знания румынского языка. Конечно, руководителю желательно знать государственный язык. Но что делать с украинскими, болгарскими, гагаузскими селами, где очень мало педагогов знающих "румынский", как его называет нынешняя власть, язык. Наличие управленческих качеств будет определяться путем тестирования. Интересно, педагогов тоже будут тестировать под прицелом видеокамер?

Данную ситуацию мы попросили прокомментировать экс-депутата от ПКРМ, занимавшуюся в прошлом составе парламента вопросами образования, Инну ШУПАК:

- Фракция Партии коммунистов, и я, когда была депутатом парламента, предупреждали молдавскую общественность и обращали внимание на недопустимость принятия Кодекса об образовании в том виде, в котором он был предложен Министерством просвещения.

Мы зафиксировали и аргументировали несколько позиций, которые с нашей точки зрения доказывали несостоятельность этого документа и необходимость его более планомерного общественного обсуждения. К сожалению, мы все знаем, что эта точка зрения не возобладала, по крайней мере, в молдавском парламенте. Чего не скажешь о молдавском обществе. Будучи членом профильной комиссии по образованию, я провела много встреч с педагогами, и в большинстве они не поддержали этот документ.

То, о чем мы говорили, предупреждали - уже происходит. Факт, что больше тысячи учебных заведений остались без руководителей, свидетельствует о том, что Министерство просвещения в лице Майи Санду, не отказывается от своих планов тотального разрушения всего, что еще осталось и пока еще действует в системе молдавского образования.

Мы подозреваем, и говорили об этом не раз, что они и дальше будут продолжать политику оптимизации школ. Создается впечатление, что этот шаг, я имею в виду факт, что более тысячи директоров остались без работы, связан с оптимизацией. Санду говорит о том, что будут объявлены конкурсы, но не факт, что они пройдут на все количество вакантных мест. Мы подозреваем, что окажется так, что ряд школ - а речь идет о десятках - просто останутся без статуса учебных заведений, т.е. будут реорганизованы или вообще ликвидированы. Это будет подаваться по тем "соусом", что кто-то не прошел, не подал документы и вообще, имея множество своих СМИ, они не будут раскрывать эту тему.

Мы который раз убеждаемся в том, что пока общественность и те, кого напрямую касаются негативные законы, будут молчать, ничего не произойдет. Я могу понять позицию ряда педагогов, которые высказывались при личных встречах, но особо не желали высказываться публично. Потому что каждый надеялся, что лично его это не коснется. Я не осуждаю этих людей, потому что знаю, как действует система давления и прессинга, особенно когда рабочих мест становится все меньше, а человек знает, что за свое высказывание он может лишиться этого места. Но пока не будет общественного давления, давления со стороны тех, кто уже пострадал, кто остался без работы, никаких изменений в законах не будет. Люди должны сказать свое веское слово.

При проведении конкурсов, что касается возрастного ценза и знания румынского языка, могу сказать, что какие бы преобразования не проводились министерствами, нельзя принимать что-то кардинальное без того, чтобы не заручиться поддержкой абсолютного большинства. Это моя личная точка зрения, которая исходит из опыта общения с избирателями, в том числе и сельскими жителями. Нельзя одним росчерком пера лишить кого-то работы только потому, что он достиг определенного возраста или недостаточно знает молдавский язык. При этом в каком-то конкретном случае нет желающего заменить этого человека в данном населенном пункте, прежде всего мы говорим о селах. А может и есть, но такого же возраста.

Проводить такого рода изменения невозможно и не стоит раскалывать общество. До тех пор, пока у Министерства просвещения и других министерств не будет четкого ответа на вопрос: каким образом государство собирается привлекать молодых специалистов в сельскую местность, в данном случае мы говорим о педагогах, мы не можем лишать людей работы, не предоставляя альтернативы.

Было бы понятно, если бы у Министерства было какое-то комплексное видение, основанное на результатах многогранного обсуждения этого вопроса. Говорят, что такое обсуждение было. Но кто эти люди, где они? Например, в Гагаузии не было проведено ни одного обсуждения проекта Кодекса об образовании. Не обсуждался он и в Бельцах. Почему такая дискриминация? Это же тоже граждане нашей страны.

И еще, они могут уволить человека, воспользовавшись какими-то критериями, но кто придет на смену? Ответа на этот вопрос нет. Министерство делает это специально. Единственная комплексная программа, которая у них есть - это программа по уничтожению образования и ликвидации школ.

Из-за нехватки кадров в некоторых селах педагоги ведут по 2-3 предмета. Этот факт может послужить мотивом для реорганизации школы. Вместо того чтобы решить проблему кадров, привлечь молодых специалистов, они идут по пути наименьшего сопротивления - школу проще закрыть. Но все это не правильно.

Подготовила Наталья Устюгова

Статьи на эту тему