Старые песни о главном

Кризис власти

В прошлом году мне уже доводилось писать о мониторинге Совета Европы над Молдовой. В отличие от Евросоюза, чьим приоритетом является обеспечение сбалансированной экономики государств-членов и их политических интересов, Совет Европы призван следить на межгосударственном уровне за соблюдением прав человека в государствах-членах. Состав Совета Европы (СЕ) намного более представителен, нежели Евросоюза. Достаточно сказать, что в Совет Европы входит 47 государств, в то время как в ЕС - 28.

 

Статус государств-членов СЕ, надо сказать, разный. В зависимости от уровня обеспечения прав человека в стране, она может быть либо полноправным членом, либо членом в стадии мониторинга (это значит, что имеются крупные проблемы с правами человека). "Мониторизируемых" членов насчитывается 10 (в их числе Россия, Молдова и Украина).

Молдова, как часто уже говорилось, член СЕ с 1995 г., и до сих пор так и не перешла к следующей стадии - постмониторингу, не говоря уже о полноправном членстве. В свое время очень радовались тому, что нас приняли в СЕ раньше прочих советских республик, раньше той же России, например. Из-за этого Молдова и добилась отрицательного рекорда - у нее самый долгий период мониторинга в истории Совета Европы (почти 19 лет).

Шанс снять мониторинг предоставляется не каждый день. Вопрос решает ПАСЕ, орган весьма представительный и загруженный. Собирается она всего четыре раза в год и заседает лишь неделю. Доклад для Ассамблеи, в том числе по вопросам мониторинга, готовится на протяжении многих месяцев (бывает, и год). Так, к примеру, доклад по России делали всего дважды за последние десять лет, в 2005 и 2010 гг., с предсказуемым результатом.

Вопрос с мониторингом Молдовы в ПАСЕ также поднимали редко. В 2005-2006 гг., когда у власти были коммунисты, ПАСЕ первый раз на моей памяти отказало в снятии мониторинга. В 2013 г. у власти был уже Альянс с нужным названием "за евроинтеграцию" и почти подписанным Соглашением об ассоциации в кармане. Однако ПАСЕ снова отказало в снятии мониторинга. 2 октября 2013 г. была принята резолюция №1955 в которой страну попрекали за "неэффективность Прокуратуры" выявившуюся в ходе "убийства на охоте" (hunting accident), высокий процент голосования избирателей по дополнительным спискам, и т.п.

Но тут, на днях, Председатель нашего Парламента Игорь Корман вдруг разразился интервью на тему, что мониторинг СЕ мог бы прекратиться после ноябрьских выборов, если те пройдут свободно и прозрачно. Подконтрольная пресса переврала его выступление в намного более залихватском и оптимистичном стиле: мониторинг снимут сразу после парламентских выборов (это при том, что осенняя сессия ПАСЕ заканчивается в начале октября, то есть до наших выборов). Все это очень похоже на заявления, которые делались перед октябрем 2013 г, невзирая на закрытие НИТа, "убийство на охоте" и т.п.

Дело в том, что ПАСЕ в сентябре снова послал представителей в Молдову, и у Кормана имела место встреча с ними. (С содокладчиками по Молдове от ПАСЕ, г-дами Кристофферсен и Влахом я встречался в прошлом году, когда на пальцах объяснял, как власти закрыли НИТ). Но оснований делать такие заявления и тем более науськивать верных журналюг у Кормана не было. Содокладчики ему ничего такого не сказали, и сказать не могли. Потому как встреча со спикером - одна из первых в их списке. После нее должны быть встречи с другими представителями власти (как центральной, так и местной), оппозиции, работниками "автономных" органов публичной власти (типа ЦИК, КСТР, Прокуратуры и т.п.), общественными деятелями, работниками СМИ, властями ПМР. Докладчики должны объездить всю страну, а после выступить с брифингом. Программа визита, так сказать, далеко не исчерпана и выводы делать рано, тем более на прессу.

Но г-н Корман проблем не видит в упор. Вернее, видит, но одну, совсем маленькую - надо провести свободные и прозрачные выборы 30 ноября. Кто заставлял ЦИК проводить предыдущие ноябрьские выборы подчиненно и мутно, остается загадкой.

С другой стороны, Корман все-таки заморочился, и по диагонали пробежал резолюцию 1955, потому как там про избирательный процесс в Молдове написано действительно много и критично.

Но необходимо сказать и то, что избирательные права - только часть общей картины прав человека. Вообще, если Корман не знает, Совет Европы делает выводы по находящемуся неподалеку, в том же Страсбурге, Европейскому Суду по правам человека и количеству жалоб, приходящемуся на ту или иную страну. Да, мы не такой рекордсмен как Россия, на которую приходится 20% всех зарегистрированных жалоб в ЕСПЧ, но у нас и населения-то меньше в десятки раз. И что у нас там с динамикой за 2013 год (а будет рассматриваться именно этот год, как в 2013-м рассматривали 2012-й и предыдущие годы)?

А растет число жалоб, к удивлению уверенного в себе спикера. 2013-й год дал рост числа жалоб в полтора раза в сравнении с 2012-м (среди них есть и жалоба телеканала НИТ, к слову). Жалоб на Молдову в этом году подано в 10 раз больше (!) чем на Грузию или Кипр (их население сопоставимо с молдавским). Значит, растет число нарушений прав человека.

Так, у всех на слуху крупное нарушение свободы слова (когда в начале 2014 г с благословения КСТР власти пытались закрыть сразу три неугодных телеканала). "Конструктивного диалога" с Гагаузией, на котором настаивала Резолюция 1955, как не было, так и нет (хорошо заметно по гагаузскому референдуму от 2 февраля). Конституционный суд, в отношении которого Резолюция 1955 очень осторожно предложила властям Молдовы "выяснить полномочия" (clarify the competences), потому что творимое им походит на беспредел, продолжает выпускать решения одно скандальнее другого. Об эффективности правоохранительной и судебной системы можно судить по ходу дела об убийстве на "царской охоте" (приговора суда до сих пор нет, странно, что вообще один подсудимый есть). О борьбе с коррупцией - по нескольким "сверхуспешным операциям", когда с привлечением десятков сотрудников и навороченной спецтехники задерживались мелкие чиновники с пятьюстами, а то и со всей тысячей евро на руках. В то же время темные сделки с государственными банками и аэропортами, где бюджет терял миллионы евро, шли "на ура" и без всякого ненужного вмешательства Генеральной прокуратуры (для меня вообще загадка, что этот орган расследует и для чего он существует).

Да что там говорить про какой-то международный аэропорт, если по весне 2013 г. премьер-министр и все правительство получили от Парламента громкий вотум недоверия. Этот вотум недоверия был сформулирован Партией коммунистов, по одной главной причине "данное правительство ассоциируется с коррупцией.., многие его члены были вовлечены в коррупционные схемы". Правда, теплое кресло покинул лишь премьер-министр Филат (которого эта несправедливость до сих пор возмущает), а все прочие члены правительства, как в дурной комедии, перебрались под крылышко нового премьера. Но эта непоследовательность и наивное лицемерие властей лишь усиливают впечатление всевластия коррупции в Молдове. В том числе и для содокладчиков от ПАСЕ.

В общем, нарушений хоть отбавляй. И еще одна загадка, с чего это представитель партии, известной в основном, подкупом избирателей, уверен, что выборы будут образцово-показательными?

Ну, и под конец, чтоб уж посмеяться, так посмеяться над поспешными заявлениями господина спикера. На пресс-конференции, которую сами содокладчики дали в последний день пребывания в Молдове, они не только ничего не сказали о возможном снятии мониторинга, но и выразили "обеспокоенность" и "сожаление" тем, что необходимые действия и реформы в Молдове так и не выполнены. И дальше пошел практически тот же перечень, что и год назад.

В общем, старые песни...

Дмитрий Безобразов