Хождения по коммунальным мукам

Имеет ли смысл бороться с попустительством в жилищно-коммунальной системе или плетью обуха не перешибешь? Эта статья - о личном опыте общения с сотрудниками ЖКХ

Рано или поздно каждому из нас, как потребителю услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выпадает "счастье" столкнуться с реалиями, пожалуй, самой бюрократической системы страны. На местных интернет-форумах общению с коммунальными клерками посвящено бессчетное количество тем. А в социальных сетях давно можно найти целые алгоритмы и пошаговые инструкции того, как нужно строить диалог с доблестными представителями молдавского ЖКХ, чтобы хоть чего-нибудь от них добиться. Правда, мне лично советы бывалых все равно не помогли. И общение с жэковцами не сложилось как-то изначально.

 

Несколько лет назад мне уже приходилось решать проблему с центральным отоплением - плюс 13-14 градусов в квартире, при исключительной пунктуальности с оплатой теплоносителя (причем в полном объеме, а не частями) - просто вынудило пойти на прямой контакт с коммунальщиками. Решать - слово, конечно, слишком громкое. На 40-страничную пачку заявлений и документов, собранных и мною лично распределенных по всем "этажам" жилищно-коммунального "небоскреба" - от мелких чиновников ЖЭКа до всё решающих бюрократов примэрии - реакции не поступило никакой. Речь даже не о том, чтобы неисправность в теплосистеме одного конкретного стояка одного конкретного подъезда была сразу устранена. Что вы, что вы, я прекрасно понимаю, что обратить на себя внимание "богов" жилфонда простой смертный может, только принеся им жертву. Материальную. Мой же двухтомник заявлений, жалоб и свидетельств того, что температура воздуха в жилом помещении слишком уж далека от допустимых критериев комфортности, не смог даже собрать оценивающую комиссию от Термокома. В этой битве я потерпела неудачу. Поняв, что бороться с системой ЖКХ - себе дороже, разорилась на два мощных камина и решила никогда больше не связываться с коммунальщиками.

ЖЭК в законе

Однако ситуации бывают разные и, спустя какое-то время, силами свыше, а точнее, старой прохудившейся водопроводной системой нашей многоэтажки, мне был дан еще один шанс пообщаться с этими "приветливыми" и во всех отношениях "приятными" людьми. Одним прекрасным воскресным утром я проснулась от звонких звуков капели. Но по дороге в кухню поняла, что "тает" не на улице, а прямо в моей собственной квартире. Причем "натаяло" уже сантиметров на 5 от уровня пола. Стараясь не впадать в панику, первым делом позвонила в службу оперативного реагирования ЖЭКа. Мой звонок в разгар выходных их там, конечно, не слишком обрадовал, и на просьбу о помощи вялая девица на другом конце провода равнодушно ответила: "Ваша заявка принята, ждите". В ожидании специалиста я потирала руки - пол залит, ковер испорчен, обои уже отошли от стены и грустно повисли пожелтевшими мокрыми лохмотьями - теперь-то уж жэковцы обязаны составить акт и привлечь к ответственности виновных. Однако, аварийная служба ЖКХ в очередной раз доказала, что быстрое реагирование - не ее конек, и на "презентацию" моего потопа явилась только спустя два с половиной часа. Минут десять потоптались по квартире, всё пощупали, повздыхали, навестили соседей сверху, которые не живут в квартире уже года четыре и по чьей вине, собственно, и происходят постоянные локальные наводнения, вернулись, еще раз потоптались и выдали: "Надо перекрывать стояк до завтра". Не успела я подумать о том, что ждала специалистов больше двух часов только ради того, чтобы перекрыть воду на сутки всем 9-ти этажам, как мне быстро объяснили причину такого мудрого решения: "Это стоит 250 леев". Ну конечно. Как же можно было забыть. Главная сила аварийной службы заключена в двух ключах: одном дверном - от подвала, и одном газовом - от общаковой трубы. И единственное, на что способна аварийка при потопе - это за определенную мзду закрутить вентиль. (Причем в прошлом году это стоило леев этак на 50 дешевле). А дальше уже с ЖЭКом сами разбирайтесь.

Я, конечно, попробовала, вооружившись всеми правилами техобслуживания жилья, качать свои законные права. Зная, что без официальных бумаг жилищную контору просто не прошибить, заставила выписать акт о затоплении квартиры в присутствии двух понятых, затем еще один документ о том, что причина потопа - соседи сверху - долгое время находятся за пределами страны и возмещением ущерба, равно как и оплатой аварийных работ заниматься не станут. Но весь парадокс состоит в том, что в подобной ситуации, где ты ни ищи правды, все расходы все равно лягут не на виновника аварии, а на того, кто первый вызвал сантехников. В итоге, потеряв кучу времени, денег и нервов, я добилась только того, что работники ЖЭКа немного поковыряли не слишком длинным тросом канализационную трубу, взяли свои 300 леев за вызов и сказали: "До свидания", видимо очень рассчитывая на скорую встречу. И я подозреваю, что встреча эта может стать действительно скорой, ведь проблема не решена, а только отодвинута на короткое время. Может, коммунальные работники на это и рассчитывают, и нас жильцов намеренно делают постоянными клиентами системы ЖКХ, не доводя ремонт водопровода до конца?

За что мы платим?

Так или иначе, но на практике выходит, что каждый клиент ЖЭКа остается один на один со своей проблемой. И это касается буквально всего, начиная с протекающей трубы или крыши, и заканчивая непонятной платежкой на кругленькую сумму. А ведь счета каждый год только повышаются. И нам никто даже не удосуживается объяснять, на каких основаниях увеличивается стоимость той или иной жэковской услуги.

Зато в Главном управлении жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства территорий категорично заявляют, что жильцы домов не имеют права не платить за услуги ЖКХ, даже если они недовольны их качеством. (О как!). По словам заместителя начальника главного управления ЖКХ Влада Унгуряну: "В тариф на обслуживание дома входит множество услуг, и невозможно, чтобы все они исполнялись некачественно".

Однако, перечитав типовой перечень услуг ЖКХ, утвержденный столичным горсоветом, убеждаемся, что из представленных некогда десятков пунктов на данный момент исполняется только малая часть из них. Что-то не припомню за коммунальщиками таких услуг, как полив дворов в летнее время, или мытье окон на лестничных маршах. За что мы платим жилфонду, не ответил ни один из моих соседей. Но каждый из них знает, что любой жэковский слесарь или электрик только за то, что переступает порог их квартиры, берет наличные. И без получения на руки денежного вознаграждения он даже не взглянет на протекающий кран.

Валентина Постолаке